Прогулку по Самарканду начнем с самого знаменитого Регистана, на котором расположен архитектурный ансамбль, состоящий из трех медресе.

Пойдем по часовой стрелке.

Построенное в 1417—1420 годах медресе Улугбека было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века.

Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные хуждры, где жили студенты.

Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета.

Здесь, помимо богословия, изучались математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Есть сведения, что и сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными.

Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

Медресе Улугбека сильно пострадало от времени, землетрясений и, особенно, в годы междоусобиц в начале XVIII века. В 1918 году букинисты-переплетчики, чьи лавочки располагались у бокового фасада здания, первыми заметили, что северо-восточный минарет (на фронтальных фото он правый) пришел в движение.

Автор радиобашни на Шаболовке В. Г. Шухов предложил следующую идею выпрямления: под основание минарета — огромного сооружения весом около 2,5 тысяч тонн, высотой 35 м — нужно подвести прочные прокатные балки, и длинный конец балок со стороны наклона минарета приподнять подобно рычагу. Свободные пустоты у основания минарета, оставшиеся после его выпрямления, залить бетоном. Это и было сделано в 1932 году.

Медресе Тилля-Кари было возведено на месте караван-сарая 1420-х годов.

На протяжении всей своей истории это медресе было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Просторный двор по периметру застроен небольшими худжрами.

Здесь же находится большая мечеть, в которой напротив входа расположен михраб, а справа от него — своеобразная кафедра (минбар — место для проповедника) с высокими мраморными ступенями.

В интерьере мечети обильно использована кундаль (техника многокрасочной, с позолотой росписи на рельефном орнаменте).

Обилие позолоты и определило название медресе — Тилля-Кари, что означает «Покрытое золотом».

Медресе Шер-Дор было построено в 1619—1636 годах на месте обветшавшей к этому времени ханаки Улугбека.

Медресе Шер-Дор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искаженных пропорциях.

На входном портале изображен исторический герб Ирана — лев с солнцем на спине. Отсюда и название памятника — медресе «со львами».

Его отличают непомерно большие размеры купола, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения.

Шер-Дор строили довольно экономно: его толстые стены на самом деле состоят из трех слоев: два ряда кирпичной кладки заполнялись строительным мусором.

Позади медресе Шер-Дор расположен древний торговый купол Чорсу, подтверждающий статус площади Регистан, как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке. Сейчас в нем расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Следующий объект осмотра расположен в 800 метрах от Регистана. К услугам ленивых — электромобиль.

Соборная мечеть Биби-Ханум, пожалуй, самое грандиозное сооружение средневекового Самарканда.

По легенде, во время одного из походов Темура его любимая жена, красавица Биби-Ханум, решила сделать супругу подарок и выстроить красивую мечеть. Строительство поручили лучшему в стране зодчему, который безумно и безнадежно влюбился в жену Темура. Правителя ждали со дня на день, однако зодчий поставил условием завершения строительства право на один поцелуй. Биби-Ханум согласилась, но закрыла щеку подушкой. Однако поцелуй оказался таким страстным, что и через подушку остался след. Взбешенный Темур повелел казнить архитектора, но тот сделал себе крылья и улетел.

В реальности, мечеть была воздвигнута по приказу самого Амира Темура. А его старшая жена — Сарай Мульк-Ханум, к тому времени уже немолодая женщина, строила медресе рядом с мечетью. Вернувшись из похода, Темур увидел, что медресе построено лучше, чем мечеть, поэтому казни все же состоялись — но казнили нескольких сановников, оставленных для наблюдения за строительством мечети.

Во дворе мечети могли одновременно молиться 10 тысяч человек.

Ляух — мраморная подставка под Коран, который сейчас хранится в Самаркандском музее истории Узбекистана. Длина его страниц чуть больше метра. В средневековье, чтец (кори) переворачивал их специальной палкой.

Еще в 80-х годах прошлого века этот архитектурный ансамбль лежал в руинах. Широкомасштабная реставрация началась в конце восьмидесятых — начале девяностых годов. Реставрация памятника продолжается и в настоящее время.

Напротив мечети находится скромный мавзолей. Это все, что осталось от того самого медресе, который строила жена Темура. Считается, что он служил усыпальницей для женщин из династии тимуридов.

Непосредственно к мечети Биби-Ханум прилегает территория Сиабского базара — одного из крупнейших в стране.

Он не самый дешевый в Узбекистане, но выбор здесь чрезвычайно велик.

Отвлечемся на время от достопримечательностей для того, чтобы посетить фабрику по производству шелковой бумаги.

История производства самаркандской бумаги берет свое начало в VIII веке. Самарканд стал первым городом в Центральной Азии и вторым в мире после городов Китая, производящим собственную качественную шелковую бумагу, причем она поставлялась по караванным путям в страны Европы вплоть до середины XIX века.

Секрет особой шелковой текстуры самаркандской бумаги лежит в технологии изготовления. Основой для получения бумаги служит кора тутового дерева. Мастера срезают тонкие побеги шелковицы,

счищают с них кожуру

и отделяют камбий — мягкий пористый слой.

Нежную кожицу тутовника, предварительно замоченную и размякшую, кипятят несколько часов до получения волокнистой массы.

Затем, поколачивая деревянными палками, тщательно измельчают, пока не образуются тончайшие нити.

Этот этап здесь очень интересно механизирован.

После чего сырье опять погружают в воду, в которой оно распадается на хлопья.

Полученную массу процеживают через тонкое сито

и отжимают.

Полученный лист бумаги высушивают на солнце.

Нужная плотность и блеск, а также шелковый глянец, достигаются с помощью шлифовки бумажного полотна агатом и морскими ракушками.

Шелковая бумага служит дольше, чем обычная бумага — около 200 лет.

Ассортимент поделок из шелковой бумаги.

Остроумный вариант стандартного азиатского механизма для отвода воды.

Едем дальше.

youtube

   Сравните с открытками советского периода: 1973

    Смотрите новый видеоотчет на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 11
Москва новогодняя / Декабрь 2016

  Шахрисабз
Главная   2011   Узбекистан   Карта сайта
Самарканд. Часть 2