Продолжаем исследовать Таш-Хаули.

В архитектуре Хорезма распространены колонны, состоящие из трех частей: основная часть колонны, вырезанная из цельного ствола дерева карагач, вставлена в каменную базу посредством металлического «переходника».

В одном из помещений гарема стоит отлично сохранившаяся карета конца XIX века. С ней связана следующая история. Когда хивинский хан был гостем русского царя, он обратил внимание, что даже суровой зимой в Зимнем дворце тепло. Хан попросил царя отправить к нему мастера, который соорудил бы в жилых покоях Таш-Хаули камины. Печник приехал в Хиву в дорожной карете, которая так понравилась ханским женам, что посланец царя, закончив работу, вынужден был подарить ее семье правителя. Мастер вернулся домой на перекладных, а красавицы еще долго развлекались, катаясь по двору гарема в карете.

Парадная часть Таш-Хаули, место официальных приемов и пиршеств, создана в 1832—1834 годах. В центре этой части расположен квадратный двор с возвышением для ханской юрты и айваном, где находился трон.

Огурцовые мотивы :)

Если рассмотреть плитки майолики вблизи, то видно, что рисунок нанесен вручную, а каждая плитка, для упрощения последующей сборки, пронумерована.

Чтобы не распалять зависть и соперничество внутри гарема, хан заходил в покои к своим женам не через двор, а из закрытого коридора.

Каждая из дверей оборудована глазком. Для контроля :)

Джума-мечеть — это главная городская мечеть, предназначенная для пятничных молений. По некоторым источникам, в хивинскую Джума-мечеть перенесли колонны из города Кята, древней столицы Хорезма, которую в X веке наполовину смыло Амударьей.

Сама мечеть была построена в XVIII веке, однако среди 212 колонн Джума-мечети есть 25 резных от более старых зданий. На одной из колонн X—XI веков написано, что она сделана по распоряжению факиха (знатока законов, юриста) Абдул-Фадл-Мухаммада Ляйса, на другой сохранилась точная дата изготовления — 1510 год.

Пространство здания площадью 55 на 46 м покрыто кровлей. Создание такой большой закрытой мечети обусловлено хорезмийским климатом с резкими перепадами летних и зимних температур. На потолке расположены световые люки, бывшие раньше единственными источниками света.

Минарет Ислам-ходжа, построенный в 1908 году, называют символом Хивы. Он является самым высоким в Узбекистане: диаметр основания составляет 9,5 м, высота — 56,6 м.

Верхняя площадка минарета, расположенная на высоте 45 м, ныне используется в качестве смотровой площадки. При подъеме, первые десять метров приходится карабкаться по узкой, скользкой лестнице, практически на ощупь. Никакой техники безопасности :)

Отличительная особенность жилых кварталов — это глинобитные дома с плоской крышей, которую приходится чинить практически каждый год.

На следующем снимке, слева, виден самый старый минарет в Хиве — минарет Джума, прилегающий к одноименной мечети.

Спустившись вниз, посетим медресе Ислам Ходжа (1908). Оно состояло из 42 хуждр и большого купольного зала. Сейчас здесь открыт музей прикладного искусства.

Самым значительным мемориальным памятником Хивы считается комплекс, возникший над погребением известного хивинского поэта, борца и мастера по шитью шуб Пахлаван-Махмуда (1247—1326). После смерти его причислили к пирам — святым покровителям Хивы. Пахлавана похоронили в его мастерской, а со временем могила превратилась в обширное кладбище.

Здание, построенное лучшими мастерами, является также усыпальницей хивинских правителей.

Палван-Дарваза — это восточные ворота крепости Ичан-Кала, в них размещались торговые лавки.

Справа от ворот, на выходе из Ичан-Калы, до 1873 года был невольничий базар, а в нишах ворот беглые рабы и мятежники ждали приговора.

Многие дома, расположенные во внутреннем городе, сейчас переоборудованы под гостиницы,

однако сохранились и обычные жилые кварталы.

Вход в крепость с севера осуществляется через ворота Багча-Дарваза.

В северной части Ичан-Калы также расположено медресе Амир Тура (1870). Фасад этого медресе не украшен майоликой, так как в годы его возведения русские войска вторглись в Хиву.

С западной стороны города, за крепостной стеной, установлен памятник Аль-Хорезми.

Под этим именем, означающим «из Хорезма», в средневековой Европе был известен величайший математик Мухаммед бен Муса, живший в 783—850 годах. В своей книге «Об индийском счете» он сформулировал правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними столбиком. Имя автора в латинизированной форме (Algorismus), стало обозначать в средневековой Европе всю систему десятичной арифметики, отсюда также берет начало современный термин «алгоритм», который впервые был использован Лейбницем.

Треугольные вытянутые сооружения на склонах стен Ичан-Калы — это захоронения.

В Хиве существовало традиционное разделение города на две обособленные друг от друга части: внутренний город — Ичан-Кала и внешний город — Дишан-Кала. В 1842 году для защиты от набегов туркменских племен, Алла-Кули-хан возвел внешний оборонительный вал длиной 5650 м, высотой 6—8 метров и толщиной у основания 4—6 м. Стены Дишан-Калы, до нашего времени, сохранились лишь фрагментарно.

Вернемся к периметру внутреннего города

и войдем в него через Ата-Дарваза — западные ворота, которые считаются главными. Внутри них раньше находилась комната для сбора налогов (божхона) и обменный пункт (сар-рафхана). Ворота были разрушены в 1920 году и восстановлены в их первоначальном виде только в 1975.

Рабочий день закончен, верблюду пора спать :)

А мы, как я и обещал, в завершение дня, снова поднимемся на смотровую площадку Куня-Арка.

youtube
    Смотрите новый видеоотчет на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 11
Москва новогодняя / Декабрь 2016

  Хива. Часть 1
Главная   2011   Узбекистан   Карта сайта
Пустыня Кызылкум