Следующим утром отправляемся в старый город.

Это район, охватывающий зону дореволюционной застройки и сохранивший планировку средневекового Гезлева.

Евпатория — один из древнейших городов мира, не так давно отметивший свое 2500-летие. Здесь издавна проживали народности с разным вероисповеданием.

Из-за того, что в старом городе находятся храмы шести различных религий, его часто называют «Малым Иерусалимом».

Караимские кенасы — храмовый комплекс крымских караимов. Это немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма.

Комплекс был построен в начале XIX века и с 1837 года является духовным центром караимов России.

Сразу после входа посетители попадают в длинный двор, затененный виноградом.

В стенах обеих сторон двора устроены ниши из мрамора с надписями на древнееврейском языке. На этих плитах запечатлены важнейшие события из жизни караимов, отмечены имена людей, внесших значительный вклад в жизнь караимской общины.

Будучи похожими по разговорному языку и бытовым обычаям на окружающие тюркские народы, караимы традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секта иудаизма, пользуясь древнееврейским языком.

Во втором дворике, в память о посещении кенаса 1 ноября 1825 г. императором Александром І, установлена мраморная стела.

Император остановился в доме Хаджи-аги Бабовича, бывшего тогда городничим, а позднее — духовным главой караимов, и имел длительную беседу с караимским теологом Яшаром (Луцким) о сущности караимской веры.

В наше время насчитывают до 2000 караимов во всем мире. В Крыму их родовым гнездом была крепость Чуфут-Кале, где в XVI—XVII веках караимская община достигла наибольшего расцвета.

Третий дворик — дворик ожидания. Здесь община ожидала начала молитвы, решала общинные вопросы, разбирала споры между прихожанами.

Из дворика ожиданий устроен вход в Большую кенасу — соборный кафедральный храм для служб в особо торжественные и праздничные дни.

В боковом дворике комплекса располагаются надмогильные камни, напоминающие о караимской истории.

Захоронений здесь нет, только памятники.

Это все, что уцелело от древнего евпаторийского караимского кладбища.

Грандиозная уличная картина, на которой изображен визит императора.

На русский с тюркского «гезлев» переводится как «сто огней». Вероятнее всего, город получил такое название из-за множества огней, которые зажигались в домах с наступлением темноты и были видны издалека.

В 1783 году произошло присоединение Крыма к Российской Империи. Гезлев был переименован в Евпаторию — в честь понтийского царя Митридата IV Евпатора.

Сворачиваем на улицу Тучина

и выходим к Свято-Николаевскому собору.

Этот храм, расположенный неподалеку от набережной, является вторым в Крыму по высоте, площади и вместимости.

С начала девяностых годов XIX века шел сбор пожертвований на его сооружение, в 1892 году из императорской казны были выделены средства на строительство храма, и за пять с половиной лет проект архитектора Бернардацци был воплощен в жизнь.

Бывший доходный дом Семена Дувана.

Буквально в ста метрах от Свято-Николаевского собора расположена соборная пятничная мечеть Джума-Джами.

Мечеть была заложена в Гезлеве в 1552 году при хане Девлете I Герае, ее архитектором является Ходжа Синан — автор многих выдающихся построек в Стамбуле и других городах мусульманского Востока.

Под сводами этого храма оглашалось полученное в Стамбуле право на Крымское Ханство (фирман), скрепленное здесь же подписью хана в специальном акте, который хранился в мечети.

Памятник Ашик Умеру — крымскотатарскому поэту, одному из наиболее известных представителей тюркоязычной ашикской поэзии.

Одним из важнейших событий в истории города в период Великой Отечественной войны была высадка евпаторийского десанта.

Памятный знак на месте жестоких боев.

Во дворе еврейской ремесленной синагоги Егия-Копай расположено кафе-музей еврейской кухни «Йоськин кот».

В меню кафе традиционные блюда еврейской кухни: форшмак, маца, салаты, горячие блюда.

Синагога Егия-Копай является центром жизни евпаторийской еврейской общины. Строительство здания завершилось в 1911 году.

Здание построено в форме базилики из мамайского желтого известняка. Кладка камней главного западного фасада, чередование широких и узких рядов, копирует кладку стен Иерусалимского храма.

Ныне храм принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма, насчитывающей более 100 верующих.

youtube
    Смотрите новый видеоотчет на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 11
Москва новогодняя / Декабрь 2016

  Евпатория. Часть 1
Главная   2016   Россия   Карта сайта
Евпатория. Часть 3