Дальше будут фотографии с экскурсии по крейсеру-музею «Михаил Кутузов», который пришвартован у причала Новороссийского морского вокзала.

Основным предназначением этого судна являлась огневая поддержка при проведении морских десантных операций, сопровождение морских конвоев, ведение разведки, осуществление минных постановок.

По вооружению, мореходным качествам и живучести крейсеры проекта 68-бис являлись передовыми среди кораблей этого класса.

Габариты крейсера: длина 210 м, ширина 22 м, осадка 7,5 м, полное водоизмещение 16640 т.

Экипаж состоял из 1129 человек: 70 офицеров, 89 мичманов и 970 матросов срочной службы.

Вооружение корабля состояло из четырех трехорудийных башен МК-5бис, двенадцати универсальных 100-мм орудий СМ-5-1С, шестнадцати спаренных 37-мм зенитных установок В-11. Во время последней модернизации на борту «Михаила Кутузова» были смонтированы 30-мм зенитные установки АК-230.

Вершину мачты крейсера венчает антенный пост РЛС обнаружения воздушной и надводной целей.

Судно также было оборудовано станцией космической связи «Кристалл-М», с помощью которой осуществлялась устойчивая оперативная связь с КП флота в дальнем плавании крейсера, — прототип современной мобильной связи.

Стабилизированный пост наводки СПН-500.

Крейсер имеет три палубы (палуба бака, 1-я и 2-я непрерывные палубы) и три платформы.

Для защиты жизненно важных частей судна предусмотрено общее и местное бронирование.

Время от времени на глаза попадаются проржавевшие фрагменты. Кораблю уже более 65 лет...

За свою карьеру «корабль-политик» совершил пятнадцать дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград.

Отряд кораблей Черноморского флота в составе крейсера «Михаил Кутузов», эсминца «Безукоризненный» и двух сторожевых кораблей, пройдя Черное и Средиземное моря, вышел в Атлантический океан, обогнул Европу и под флагом командующего эскадрой Черноморского флота, контр-адмирала Василия Чалого совершил переход по маршруту Севастополь — Таллин — Ленинград. По прибытии в город на Неве корабли встали на бочки перед мостом Лейтенанта Шмидта.

Носовая часть.

Оба якоря, весом по 7 тонн, находятся в воде и не видны, но даже сами якорные цепи весом по 30 тонн каждая выглядят весьма впечатляюще.

Теперь осмотрим внутренние помещения корабля.

Таблички на каютах: «Офицер спец. части»,

«Командир БЧ-1».

Офицерская кают-компания.

Это помещение использовалось для приема пищи и проведения собраний, совещаний, торжественных мероприятий. У каждого офицера было свое, закрепленное за ним место. Занять чужое место считалось дурным тоном.

Еду подавали из специального буфета.

Салон офицерского состава. В помещении есть кожаные диваны

и пианино.

Водолазное обмундирование различных модификаций.

Офицерская каюта.

Для проживания матросов на корабле было предусмотрено 38 кубриков разной вместимости — от 20 до 80 человек. Размещение коек в кубрике было в три яруса.

Кубрик на фото можно назвать элитным: он рассчитан на 27 матросов и оснащен иллюминаторами, чем не могли похвастаться аналогичные помещения на одну-две палубы ниже.

Место для глажки.

Отсек с оборудованием.

Для приготовления пищи на корабле было предусмотрено два камбуза, на которых одновременно были заняты 50 коков.

Питались офицеры, мичманы и матросы четыре раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню для всего личного состава было одинаковым: суп, пюре, котлета, компот. Офицеры имели дополнительный паек к каждому приему пищи: колбаса, сыр, печенье, повидло. Отдельно принимал пищу лишь командир корабля.

Медицинский блок имел свою операционную, постоперационную, лазарет на 24 человека, аптеку, рентгеновский кабинет, изолятор на 6 человек и кабинеты врачей.

На корабле вели прием три доктора: терапевт, хирург и стоматолог.

Для обеспечения живучести и непотопляемости крейсера его корпус разделен водонепроницаемыми переборками на шестнадцать главных отсеков.

Согласно тактическому формуляру при затоплении трех смежных отсеков крейсер оставался на плаву.

Корабельный колокол (рында).

Спускаюсь с палубы крейсера-музея на берег.

Непременное, теперь уже практически в каждом городе, сооружение.

В центре Форумной площади размещена стела «Морская слава России».

На верху гранитной колонны стоит ангел, несущий в руках над головой трехмачтовый корабль.

У подножья памятника надпись: «Трудом благословенны плоды Земли и Моря».

Внутри колонна усилена арматурой, так как в Новороссийске дуют очень сильные ветры.

Новороссийский морской вокзал.

Еще раз подойдем к крейсеру «Михаил Кутузов».

У его носа расположен памятник «Жене моряка».

Скульптура изображает женщину, держащую на руках ребенка.

Это произведение посвящено женам и матерям Новороссийска, ожидающих своих моряков из дальнего плавания.

Каменный дельфин.

Сворачиваю на набережную Цемесской бухты.

Памятник-фонтан «Дарующая воду».

В 70-е годы прошлого столетия в Новороссийске остро стояла проблема питьевой воды. Пресную воду на танкерах доставляли на набережную, где собиралось большое количество людей с различной посудой. Когда долгожданный водопровод был построен и проблема с питьевой водой решена, власти города отметили это событие, поставив памятник под названием «Дарующая воду».

«Дом со шпилем» — одно из семи зданий ансамбля площади Героев, построен в 1954 году.

instagram
    Смотрите новый видеоотчет на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 22 # Часть 4
Греция: остров Тинос / август 2019

  Новороссийск. Часть 1
Главная   2019   Россия   Карта сайта
Новороссийск. Часть 3