В трехстах километрах севернее Хивы находится стремительно мелеющее Аральское море. Поэтому, оказавшись в этом регионе, многие туристы посещают также Муйнак. В 1960-х годах он был процветающим портовым городом с развитым судоходством, вылов рыбы достигал 60 тысяч тонн. Сейчас же, Муйнак оказался более чем в 100 километрах от побережья, а главной его достопримечательностью стала старая гавань, прозванная «кладбищем кораблей», где посреди пустыни стоят проржавевшие суда.

Примерно на таком же расстоянии от Хивы, но на северо-востоке, расположен город, название которого переводится с узбекского языка как «Три колодца».

 

На самом деле, Учкудук — это промышленный населенный пункт, градообразующим предприятием которого является Навоийский горно-металлургический комбинат, занимающийся добычей урановой руды.

Наш же путь, длиной 480 километров, будет лежать на юго-восток, в Бухару.

После выезда из Хивы, на протяжении нескольких десятков километров, все еще простирается Хорезмский оазис, где используется каждый клочок земли.

Рисовое поле.

Один населенный пункт сменяется другим...

Но уже на этих снимках видно, что на противоположном берегу канала ситуация диаметрально противоположна.

Конечно, рядом с водой встречаются кишлаки, где людям еще удается заниматься сельским хозяйством,

но после пересечения Амударьи — главной реки Средней Азии, мы оказываемся в пустыне Кызылкум, которая занимает большую часть территории Узбекистана.

Сначала дорога тянется параллельно реке. Всего длина Амударьи составляет 1415 км. Питаясь талыми снеговыми и ледниковыми водами, она образуется слиянием рек Пяндж и Вахш, и протекает по территории четырех государств: Афганистана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Раньше Амударья впадала в Аральское море, теперь же ее устье отсутствует.

Граница Туркменистана и Узбекистана в этом месте проходит как раз по руслу реки.

Даже перемещаясь вот на таких современных микроавтобусах с кондиционером, дорога в Бухару многим покажется утомительной.

Дело в том, что на значительном ее протяжении практически отсутствует асфальтовое покрытие, а водителю постоянно приходится вилять с полосы на полосу.

Со стороны Бухары сейчас идет неспешная укладка нового покрытия с применением современного дорогоделательного комплекса, но, учитывая темпы строительства, до скоростной трассы здесь еще далеко.

Я давно мечтал попасть в пустыню, поэтому в течение всех этих восьми часов, просто балдел от песков

и изредка показывающихся вод Амударьи.

Одна из немногих точек общественного питания,

оборудованная благами цивилизации.

Основное блюдо — рыба, понравившийся экземпляр которой можно выловить самостоятельно.

Оценив состояние кухни, а в особенности, фритюра, в котором происходит готовка, обедать здесь не рискнули. Поэтому вместо кулинарной странички, лучше открою пустыневедческую.

Среди растительного покрова Кызылкума встречаются такие представители как черкез

песчаная осока,

джузгун.

А вот уже настоящие барханы. В ветреную погоду они могут перемещаться, блокируя движение по трассе,

поэтому для стабилизации песков выстраиваются специальные заграждения.

Чем ближе к Бухаре, тем пустыня становится все более заросшей,

начинают встречаться отары пасущихся овец.

А вот уже и засеянные поля. На горизонте — руины древней крепости при въезде в город.

Подписка на обновления сайта:  
    Смотрите новый видеоотчет на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 25 # Часть 3
Египет: Хургада, Каир / январь 2023

  Хива. Часть 2
Главная   2011   Узбекистан   Карта сайта
Бухара. Часть 1