Прогулку по Самарканду начнем с самого знаменитого Регистана, на котором расположен архитектурный ансамбль, состоящий из трех медресе.

Пойдем по часовой стрелке.

Построенное в 1417—1420 годах медресе Улугбека было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века.

Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные хуждры, где жили студенты.

Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета.

Здесь, помимо богословия, изучались математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Есть сведения, что и сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными.

Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

Медресе Улугбека сильно пострадало от времени, землетрясений и, особенно, в годы междоусобиц в начале XVIII века. В 1918 году букинисты-переплетчики, чьи лавочки располагались у бокового фасада здания, первыми заметили, что северо-восточный минарет (на фронтальных фото он правый) пришел в движение.

Автор радиобашни на Шаболовке В. Г. Шухов предложил следующую идею выпрямления: под основание минарета — огромного сооружения весом около 2,5 тысяч тонн, высотой 35 м — нужно подвести прочные прокатные балки, и длинный конец балок со стороны наклона минарета приподнять подобно рычагу. Свободные пустоты у основания минарета, оставшиеся после его выпрямления, залить бетоном. Это и было сделано в 1932 году.

Медресе Тилля-Кари было возведено на месте караван-сарая 1420-х годов.

На протяжении всей своей истории это медресе было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Просторный двор по периметру застроен небольшими худжрами.

Здесь же находится большая мечеть, в которой напротив входа расположен михраб, а справа от него — своеобразная кафедра (минбар — место для проповедника) с высокими мраморными ступенями.

В интерьере мечети обильно использована кундаль (техника многокрасочной, с позолотой росписи на рельефном орнаменте).

Обилие позолоты и определило название медресе — Тилля-Кари, что означает «Покрытое золотом».

Медресе Шер-Дор было построено в 1619—1636 годах на месте обветшавшей к этому времени ханаки Улугбека.

Медресе Шер-Дор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искаженных пропорциях.

На входном портале изображен исторический герб Ирана — лев с солнцем на спине. Отсюда и название памятника — медресе «со львами».

Его отличают непомерно большие размеры купола, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения.

Шер-Дор строили довольно экономно: его толстые стены на самом деле состоят из трех слоев: два ряда кирпичной кладки заполнялись строительным мусором.

Позади медресе Шер-Дор расположен древний торговый купол Чорсу, подтверждающий статус площади Регистан, как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке. Сейчас в нем расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Следующий объект осмотра расположен в 800 метрах от Регистана. К услугам ленивых — электромобиль.

Соборная мечеть Биби-Ханум, пожалуй, самое грандиозное сооружение средневекового Самарканда.

По легенде, во время одного из походов Темура его любимая жена, красавица Биби-Ханум, решила сделать супругу подарок и выстроить красивую мечеть. Строительство поручили лучшему в стране зодчему, который безумно и безнадежно влюбился в жену Темура. Правителя ждали со дня на день, однако зодчий поставил условием завершения строительства право на один поцелуй. Биби-Ханум согласилась, но закрыла щеку подушкой. Однако поцелуй оказался таким страстным, что и через подушку остался след. Взбешенный Темур повелел казнить архитектора, но тот сделал себе крылья и улетел.

В реальности, мечеть была воздвигнута по приказу самого Амира Темура. А его старшая жена — Сарай Мульк-Ханум, к тому времени уже немолодая женщина, строила медресе рядом с мечетью. Вернувшись из похода, Темур увидел, что медресе построено лучше, чем мечеть, поэтому казни все же состоялись — но казнили нескольких сановников, оставленных для наблюдения за строительством мечети.

Во дворе мечети могли одновременно молиться 10 тысяч человек.

Ляух — мраморная подставка под Коран, который сейчас хранится в Самаркандском музее истории Узбекистана. Длина его страниц чуть больше метра. В средневековье, чтец (кори) переворачивал их специальной палкой.

Еще в 80-х годах прошлого века этот архитектурный ансамбль лежал в руинах. Широкомасштабная реставрация началась в конце восьмидесятых — начале девяностых годов. Реставрация памятника продолжается и в настоящее время.

Напротив мечети находится скромный мавзолей. Это все, что осталось от того самого медресе, который строила жена Темура. Считается, что он служил усыпальницей для женщин из династии тимуридов.

Непосредственно к мечети Биби-Ханум прилегает территория Сиабского базара — одного из крупнейших в стране.

Он не самый дешевый в Узбекистане, но выбор здесь чрезвычайно велик.

Отвлечемся на время от достопримечательностей для того, чтобы посетить фабрику по производству шелковой бумаги.

История производства самаркандской бумаги берет свое начало в VIII веке. Самарканд стал первым городом в Центральной Азии и вторым в мире после городов Китая, производящим собственную качественную шелковую бумагу, причем она поставлялась по караванным путям в страны Европы вплоть до середины XIX века.

Секрет особой шелковой текстуры самаркандской бумаги лежит в технологии изготовления. Основой для получения бумаги служит кора тутового дерева. Мастера срезают тонкие побеги шелковицы,

счищают с них кожуру

и отделяют камбий — мягкий пористый слой.

Нежную кожицу тутовника, предварительно замоченную и размякшую, кипятят несколько часов до получения волокнистой массы.

Затем, поколачивая деревянными палками, тщательно измельчают, пока не образуются тончайшие нити.

Этот этап здесь очень интересно механизирован.

После чего сырье опять погружают в воду, в которой оно распадается на хлопья.

Полученную массу процеживают через тонкое сито

и отжимают.

Полученный лист бумаги высушивают на солнце.

Нужная плотность и блеск, а также шелковый глянец, достигаются с помощью шлифовки бумажного полотна агатом и морскими ракушками.

Шелковая бумага служит дольше, чем обычная бумага — около 200 лет.

Ассортимент поделок из шелковой бумаги.

Остроумный вариант стандартного азиатского механизма для отвода воды.

Едем дальше.

Если Вам нравится этот сайт, Вы можете поблагодарить автора, переведя небольшую сумму ему на кофе.
Подписка на обновления сайта:  

   Сравните с открытками советского периода: 1973

    Видеоотчеты о других моих путешествиях на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 19 # Часть 1
Словакия: Братислава / июль 2018

  Шахрисабз
Главная   2011   Узбекистан   Карта сайта
Самарканд. Часть 2