Август 2016
Железнодорожный вокзал.
Стандартный туристический маршрут Бахчисарая выглядит так: Ханский дворец — Успенский монастырь — Чуфут-Кале. Чтобы избежать полуденного пекла, сначала направимся к последним двум пунктам.
Добираемся маршруткой № 2 до конечной и поднимаемся к монастырю.
Идти до него меньше километра.
Свято-Успенский пещерный монастырь расположен в ущелье Мариам-Дере.
По одной из версий, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века.
С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.
Основная церковь монастыря — Успенская — была высечена прямо в скале, на краю обрыва.
В 1778 греческое население покинуло Крым, вследствие чего Успенский пещерный монастырь практически опустел.
К середине XIX века христианские монастыри в Крыму начинают возрождаться. В начале XX века монастырь представлял собой внушительный комплекс, в состав которого входило пять церквей, часовни, а также множество зданий для монастырских нужд.
В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями, имущество было разграблено.
В 1993 году здесь вновь открыли мужской монастырь. К настоящему времени, восстановлены монастырские храмы, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник.
Сейчас эта обитель является крупнейшей в Крыму.
Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На территории монастыря расположено братское воинское захоронение.
Пройдя дальше, попадаем в Иосафатову долину.
Пастух, ведущий отару овец.
Примерно в полутора километрах от монастыря находится старинное мусульманское кладбище Газы-Мансур, захоронения на котором проводились в XV—XIX веках.
Сохранились некоторые средневековые надгробия.
Кладбище примечательно еще и тем, что когда-то на его месте находилось текие дервишей — монастырь мусульманских монахов, связанных с общиной Чуфут-Кале.
Сам город Чуфут-Кале был расположен немного дальше.
Он возник предположительно в V—VI веках как укрепленное поселение на границе византийских владений.
Христианский пещерный комплекс в районе южных ворот.
Остатки оборонительной стены.
К концу XIII века площадь Чуфут-Кале составляла 29 гектаров, из них 9 были застроены жилыми домами, хозяйственными помещениями и общественными зданиями.
В 1299 году, после осады, город захватил татарский бей Яшлавский.
А затем, уже в конце XIV — начале XV века, татары поселили здесь караимов.
Тогда город назывался Кырк-Ор (сорок укреплений), он являлся первоклассной для своего времени крепостью.
В середине XVII века татары покинули Кырк-Ор, оставив там караимов. С того времени населенный пункт получил название Чуфут-Кале (еврейская крепость). Татары считали живущих там караимов евреями из-за сходства их религии с иудаизмом.
До наших дней сохранились караимские кенасы, построенные в XVIII веке.
Водосборный колодец.
Скорее всего, он был предназначен для технических нужд и водопоя скота.
Мавзолей Джанике-ханым — почти полностью сохранившийся мавзолей XV века.
В глубине мавзолея видно надгробие, украшенное арабской вязью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».
От мавзолея тропинка приводит к северному обрыву, с которого открывается грандиозный вид на долину.
Под смотровой площадкой расположено выдолбленное в скале помещение.
Средняя оборонительная стена пересекала плато от одного края обрыва до другого, ее датируют VI—VII веками.
Стена пятиметровой толщины разделяла Старый и Новый город.
Еще раз сворачиваем влево.
Здесь расположены две большие пещеры.
Это пещерное сооружение, известное под названием Чауш-Кобасы, долгое время считалось тюрьмой, так как оконные проемы, выходящие на обрыв, сохранили следы когда-то вставлявшихся железных решеток.
По другой версии, это было подвальное помещение богатой караимской усадьбы, построенной не ранее XVII века.
Восточная оборонительная стена с воротами Биюк-Капу.
За стеной простирается плато, с которого открывается еще одна сногсшибательная панорама.
Вид на долину Ашлама-дере.
Староселье (район Бахчисарая).
А в этой стороне, примерно в семи километрах, расположена Крымская астрофизическая обсерватория.
Грандиозное место!
Тут даже до самолетов, практически, рукой подать :)
Ленивых привозят сюда на УАЗиках.
Возвращаемся в «мертвый город».
На территории Чуфут-Кале сохранились два жилых дома XVIII века.
В усадьбе Чал-Борю (Седой волк) жил старший газзан и учитель Соломон Бейм.
А это усадьба, где до конца своих дней жил известный караимский ученый Авраам Фиркович.
Когда последние караимы покинули город, единственным обитателем Чуфут-Кале остался Авраам Самуилович в окружении родственников. Ученый посвятил свою жизнь охране древностей Чуфут-Кале, изучению города и восстановлению его истинного места в истории. Сейчас в этом здании открыт Караимский этнографический центр.
Подписка на обновления сайта: | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Сравните с открытками советского периода: 1977
«Ну че — шоу» / Выпуск 24 # Часть 1
Турция: Стамбул, Принцевы острова / июль 2022