В начале улицы Челюскинцев

расположены две спортивные арены Мурманска: Центральный стадион профсоюзов (стадион «Труд»)

и Ледовый дворец.

Памятник путейцам Заполярья.

Ресторан «Спасательный круг» :)

Выходим к Мурманскому морскому вокзалу.

Здесь оборудована небольшая набережная.

Вокзал имеет два причала, один из которых — понтонный.

Первое деревянное строение соорудили на этом месте еще в 1935 году. Оно устояло под бомбежками и только спустя четверть века было заменено на каменное здание.

Несколько лет назад был проведен его капитальный ремонт.

В 2009 году у морского вокзала Мурманска встал на вечную стоянку атомный ледокол «Ленин».

Это первое в мире судно с ядерной энергетической установкой.

Корабль сошел со стапелей Адмиралтейского завода в Ленинграде в 1959 году. В его создании приняли участие более 500 предприятий и учреждений СССР.

Ледокол был введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года, а затем, в течение последующих 30 лет, обеспечивал навигацию на Северном морском пути и служил «атомным университетом», где нарабатывался опыт круглогодичного арктического мореплавания.

Расчетная ледопроходимость атомохода составляет около двух метров. Он провел во льдах Арктики 3 741 судов, при этом сам прошел 654 400 морских миль, что примерно равно тридцати кругосветным плаваниям по экватору.

Ледокол вывели из эксплуатации в 1989 году.

Сейчас он стал «визитной карточкой» Мурманской области и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера.

За первые семь лет работы атомохода в качестве музея его посетило свыше четверти миллиона человек.

Экскурсии, длительностью около часа, проводятся трижды в день. Стоимость входного билета для граждан РФ составляет 150 рублей.

Парадный трап

и главное фойе.

Сначала поднимемся на самый верх,

в ходовую рубку.

Отсюда осуществлялось управление движением ледокола.

На вахте штатно находились четыре человека: два матроса, которые меняли друг друга каждый час у штурвала,

а также штурман и старший судоводитель, который отвечал за ручки рулевого телеграфа.

Всего на командном пункте их установлено четыре, дублирующих друг друга, для выбора наиболее удобной точки обзора при совершении заданного маневра.

Длина судна составляет 134 м, высота — 46 м, ширина — 27,6 м.

Переговорные

и навигационные устройства.

Работу радиослужбы обеспечивало восемь человек.

Тяжеленное стекло иллюминатора рассчитано на силу ударной волны от атомного взрыва.

Движемся по ледоколу дальше.

Каюта № 2 — каюта капитана,

а помещение № 1 — салон капитана. Здесь проводились совещания командного состава, принимались советские, зарубежные официальные делегации и гости ледокола.

На корабле сохранился практически оригинальный интерьер. В отделке использованы натуральные породы дерева: орех, ясень, волнистый клен, красное дерево и другие.

В среднем, люди были в рейсе по четыре месяца.

Рядовые моряки жили в двухместных однокомнатных каютах, а командный состав жил в каютах одноместных.

Старший комсостав имел двухкомнатные апартаменты.

Каюта старшего механика.

Ледокол «Ленин» разделен водонепроницаемыми усиленными переборками и имеет двухотсечную непотопляемость, то есть при заполнении двух смежных отсеков водой, он гарантированно остается на плаву.

Пост наблюдения.

Отсюда, через освинцованные иллюминаторы, можно заглянуть в аппаратную реактора.

Аппаратная — это платформа над ядерными установками. Вахта здесь постоянно не велась, сюда заходили лишь при вахтенных обходах и при различных технических процедурах, связанных, например, с заменой топлива.

Сами реакторы уходят вниз и находятся в кессонах бака железоводной защиты, экранирующих ионизирующее излучение. Кроме того, реакторные помещения отделены от остального судна слоем биологической защиты, в том числе, свинцовой «рубашкой».

Макет тепловыделяющей сборки (уранового стержня). В каждый реактор загружалась 241 такая сборка.

Сейчас реакторов на судне, по сути нет, так как после вывода атомохода из эксплуатации они были законсервированы, а активная зона и некоторые элементы установки были удалены. Оставшиеся полости заполнили специальным дезактивирующим раствором. Так что, самоходность ледокола ныне утрачена.

Проходим в следующее помещение.

Здесь раньше обедал командный состав. Интерьер сохранился практически оригинальный.

Деревянное панно, посвященное освоению Северного морского пути.

Здесь не только обедали, но и проводили свободное время, поэтому было оборудовано два салона.

Первый из них — музыкальный. В нем собирались любительские ансамбли ледокола.

Рояль, изготовленный фирмой «Красный Октябрь», и обшитый шпоном карельской березы — ровесник ледокола. Александра Пахмутова, посещая корабль, исполнила на нем премьеру песни «Усталая подлодка».

Второй салон — курительный — место, экипаж мог собраться, поиграть в настольные игры.

На атомоходе побывало множество гостей. Среди них: Юрий Гагарин, Фидель Кастро, король Норвегии Харольд V и многие другие.

В преддверии Сочинской зимней олимпиады олимпийский огонь, путешествуя по миру, побывал и на Северном полюсе. Его доставил туда ледокол «50 лет Победы». На «Ленине» хранится факел той экспедиции.

Подписка на обновления сайта:  

   Мои фотоотчеты об этом месте, снятые в другое время: 2021

    Видеоотчеты о других моих путешествиях на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 19 # Часть 5
Черногория: Херцег-Нови, Котор / июль 2018

  Мурманск. Часть 1
Главная   2019   Россия   Карта сайта
Мурманск. Часть 3