Апрель 2019
Основным предназначением этого судна являлась огневая поддержка при проведении морских десантных операций, сопровождение морских конвоев, ведение разведки, осуществление минных постановок.
По вооружению, мореходным качествам и живучести крейсеры проекта 68-бис являлись передовыми среди кораблей этого класса.
Габариты крейсера: длина 210 м, ширина 22 м, осадка 7,5 м, полное водоизмещение 16640 т.
Экипаж состоял из 1129 человек: 70 офицеров, 89 мичманов и 970 матросов срочной службы.
Вооружение корабля состояло из четырех трехорудийных башен МК-5бис, двенадцати универсальных 100-мм орудий СМ-5-1С, шестнадцати спаренных 37-мм зенитных установок В-11. Во время последней модернизации на борту «Михаила Кутузова» были смонтированы 30-мм зенитные установки АК-230.
Вершину мачты крейсера венчает антенный пост РЛС обнаружения воздушной и надводной целей.
Судно также было оборудовано станцией космической связи «Кристалл-М», с помощью которой осуществлялась устойчивая оперативная связь с КП флота в дальнем плавании крейсера, — прототип современной мобильной связи.
Стабилизированный пост наводки СПН-500.
Крейсер имеет три палубы (палуба бака, 1-я и 2-я непрерывные палубы) и три платформы.
Для защиты жизненно важных частей судна предусмотрено общее и местное бронирование.
Время от времени на глаза попадаются проржавевшие фрагменты. Кораблю уже более 65 лет...
За свою карьеру «корабль-политик» совершил пятнадцать дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград.
Отряд кораблей Черноморского флота в составе крейсера «Михаил Кутузов», эсминца «Безукоризненный» и двух сторожевых кораблей, пройдя Черное и Средиземное моря, вышел в Атлантический океан, обогнул Европу и под флагом командующего эскадрой Черноморского флота, контр-адмирала Василия Чалого совершил переход по маршруту Севастополь — Таллин — Ленинград. По прибытии в город на Неве корабли встали на бочки перед мостом Лейтенанта Шмидта.
Носовая часть.
Оба якоря, весом по 7 тонн, находятся в воде и не видны, но даже сами якорные цепи весом по 30 тонн каждая выглядят весьма впечатляюще.
Теперь осмотрим внутренние помещения корабля.
Таблички на каютах: «Офицер спец. части»,
«Командир БЧ-1».
Офицерская кают-компания.
Это помещение использовалось для приема пищи и проведения собраний, совещаний, торжественных мероприятий. У каждого офицера было свое, закрепленное за ним место. Занять чужое место считалось дурным тоном.
Еду подавали из специального буфета.
Салон офицерского состава. В помещении есть кожаные диваны
и пианино.
Водолазное обмундирование различных модификаций.
Офицерская каюта.
Для проживания матросов на корабле было предусмотрено 38 кубриков разной вместимости — от 20 до 80 человек. Размещение коек в кубрике было в три яруса.
Кубрик на фото можно назвать элитным: он рассчитан на 27 матросов и оснащен иллюминаторами, чем не могли похвастаться аналогичные помещения на одну-две палубы ниже.
Место для глажки.
Отсек с оборудованием.
Для приготовления пищи на корабле было предусмотрено два камбуза, на которых одновременно были заняты 50 коков.
Питались офицеры, мичманы и матросы четыре раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню для всего личного состава было одинаковым: суп, пюре, котлета, компот. Офицеры имели дополнительный паек к каждому приему пищи: колбаса, сыр, печенье, повидло. Отдельно принимал пищу лишь командир корабля.
Медицинский блок имел свою операционную, постоперационную, лазарет на 24 человека, аптеку, рентгеновский кабинет, изолятор на 6 человек и кабинеты врачей.
На корабле вели прием три доктора: терапевт, хирург и стоматолог.
Для обеспечения живучести и непотопляемости крейсера его корпус разделен водонепроницаемыми переборками на шестнадцать главных отсеков.
Согласно тактическому формуляру при затоплении трех смежных отсеков крейсер оставался на плаву.
Корабельный колокол (рында).
Спускаюсь с палубы крейсера-музея на берег.
Непременное, теперь уже практически в каждом городе, сооружение.
В центре Форумной площади размещена стела «Морская слава России».
На верху гранитной колонны стоит ангел, несущий в руках над головой трехмачтовый корабль.
У подножья памятника надпись: «Трудом благословенны плоды Земли и Моря».
Внутри колонна усилена арматурой, так как в Новороссийске дуют очень сильные ветры.
Новороссийский морской вокзал.
Еще раз подойдем к крейсеру «Михаил Кутузов».
У его носа расположен памятник «Жене моряка».
Скульптура изображает женщину, держащую на руках ребенка.
Это произведение посвящено женам и матерям Новороссийска, ожидающих своих моряков из дальнего плавания.
Каменный дельфин.
Сворачиваю на набережную Цемесской бухты.
Памятник-фонтан «Дарующая воду».
В 70-е годы прошлого столетия в Новороссийске остро стояла проблема питьевой воды. Пресную воду на танкерах доставляли на набережную, где собиралось большое количество людей с различной посудой. Когда долгожданный водопровод был построен и проблема с питьевой водой решена, власти города отметили это событие, поставив памятник под названием «Дарующая воду».
«Дом со шпилем» — одно из семи зданий ансамбля площади Героев, построен в 1954 году.
![]() | Если Вам нравится этот сайт, Вы можете поблагодарить автора, переведя небольшую сумму ему на кофе. |
Подписка на обновления сайта: | ![]() |
![]() |
![]() |
«Ну че — шоу» / Выпуск 7 # Часть 4
Филиппины — Гонконг / февраль 2016