Июнь 2021
Главный карьер является памятником историко-культурного (горно-индустриального) наследия республики Карелия.
Он имеет внушительные размеры. Протяженность карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров.
Плавучая платформа с бесшумным электрическим двигателем.
Справа видна конечная площадка канатного аттракциона зиплайн.
Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами.
В 1830−1840-е годы рускеальский мрамор шел не только для украшения Исаакиевского собора и других сооружений столицы, но и для изготовления предметов прикладного искусства — ваз, подсвечников, каминов, тумб, столешниц, памятников, автором многих из которых был крупнейший петербургский зодчий Огюст Монферран.
Для этого использовали три разновидности мрамора, особенно темно-серую с зелеными полосами, которая выламывалась в карьерах горы Зеленой.
Мараморная глыба.
В 1820-е годы рускеальский мрамор понемногу стали использовать для производства строительной извести. Первый известковый завод в Рускеале на десять обжиговых печей, принадлежавший Санкт-Петербургскому государственному университету, работал до 1826 года.
После передачи Выборгской губернии в состав автономного Великого Княжества Финляндского в 1811 году Рускеальские мраморные ломки, оказавшиеся без госзаказов, постепенно стали приходить в запустение.
«Прилег и задремал».
Неподалеку от Большого мраморного карьера находится третий водоем, называемый озером Монферрана. Архитектор дважды приезжал на Рускеальские каменоломни — в 1820 и 1821 годах.
Озеро имеет более пологие склоны, чем главный карьер горного парка.
В конце XIX века, когда мрамор понадобился для производства строительной и технологической извести, на территории выработок вновь загремели взрывы. В 1896 году неподалеку от каменоломен финны построили новый известковый завод.
Основным процессом при производстве извести является обжиг. Изначально здесь были построены три известковые печи, в которых из кальцитового мрамора производилась известь.
Куски мрамора доставляли к печам по подвесной железной дороге. Сырье загружали в верхнюю часть печей вместе с горючим материалом. По мере выгорания в результате химической реакции у подножия печей получали готовый продукт.
К 1937 году было задействовано уже шесть полугазовых печей, которые производили до 35 тонн извести в сутки.
Завод также выпускал облицовочный камень, декоративную белую и серую мраморную крошку. Ее применяли при оштукатуривании стен и бетонировании полов и лестниц.
Кроме Петербурга продукция завода шла на нужды строительства и сельского хозяйства Финляндии.
В 1939−1947 годах карьер не действовал. После войны началось восстановление Рускеальского известкового завода и мраморных карьеров, при этом старый «главный» карьер решили не трогать.
С 1947 года вновь был запущен Рускеальский мраморно-известковый завод, который проработал до начала 1990-х годов.
В этот период производилась добыча мрамора в блоках в небольшом количестве, а также мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня различных фракций.
Возвращаюсь к железнодорожной станции.
Здесь снова можно лицезреть шоу разворота паровоза.
«Ту-ту».
Вращается паровоз Л-2055, который повезет «Рускеальский экспресс», уходящий за час до моего.
Посадка:
проводники в стилизованной форме и масках.
Ковидные ограничения тогда были в самом разгаре.
Л-2055 был изготовлен Коломенским паровозостроительным заводом в 1953 году.
После вывода из эксплуатации и до 2006 года паровоз пребывал в состоянии консервации на базе запаса Чир Приволжской железной дороги.
Всего «Лебедянок», находящихся на ходу, сейчас насчитывается около трех десятков.
«Ruskealagram».
Мой состав уже подан на соседний путь.
Тем временем, Л-2055 отправляется в рейс.
Фотографы.
Уехал…
Во главе моего 926-го поезда пойдет уже знакомый Л-3958.
Паровоз типа «Л» может разгоняться до 90 км/ч.
При интенсивной работе за один час он расходует 20−25 тонн воды и до пяти тонн угля.
Растопка котла может занимать до семи часов, поэтому паровозы не тушатся ночью и даже в периоды 1−3 дня простоя.
Чтобы уменьшить образование накипи в котлах, в воду добавляют специальные вещества — антинакипины, благодаря которым соли выпадают из воды в виде илистого осадка — так называемого шлама, который легко удаляется при продувке котла.
Вагон-ресторан.
На соседний путь прибыл рельсовый автобус «Орлан», курсирующий по маршруту Сортавала — горный парк «Рускеала» — Петрозаводск.
В Петрозаводск я тоже поеду, но не сейчас, а в те же даты через год, когда продолжу свое путешествие по Карелии. Сейчас же возвращаюсь в Сортавалу,
откуда сразу еду в Питер.
Заканчивались июньские длинные выходные, поэтому в тот вечер «Ласточка» была битком.
Но, это еще не все. Дальше я на денек сгоняю в Сыктывкар…
![]() | Если Вам нравится этот сайт, Вы можете поблагодарить автора, переведя небольшую сумму ему на кофе. |
Подписка на обновления сайта: | ![]() |
![]() |
![]() |
«Ну че — шоу» / Выпуск 15
Ростов-на-Дону, Таганрог / ноябрь 2017