Продолжаю прогулку по горному парку Рускеала.

Главный карьер является памятником историко-культурного (горно-индустриального) наследия республики Карелия.

Он имеет внушительные размеры. Протяженность карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров.

Плавучая платформа с бесшумным электрическим двигателем.

Справа видна конечная площадка канатного аттракциона зиплайн.

Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами.

В 1830−1840-е годы рускеальский мрамор шел не только для украшения Исаакиевского собора и других сооружений столицы, но и для изготовления предметов прикладного искусства — ваз, подсвечников, каминов, тумб, столешниц, памятников, автором многих из которых был крупнейший петербургский зодчий Огюст Монферран.

Для этого использовали три разновидности мрамора, особенно темно-серую с зелеными полосами, которая выламывалась в карьерах горы Зеленой.

Мараморная глыба.

В 1820-е годы рускеальский мрамор понемногу стали использовать для производства строительной извести. Первый известковый завод в Рускеале на десять обжиговых печей, принадлежавший Санкт-Петербургскому государственному университету, работал до 1826 года.

После передачи Выборгской губернии в состав автономного Великого Княжества Финляндского в 1811 году Рускеальские мраморные ломки, оказавшиеся без госзаказов, постепенно стали приходить в запустение.

«Прилег и задремал».

Неподалеку от Большого мраморного карьера находится третий водоем, называемый озером Монферрана. Архитектор дважды приезжал на Рускеальские каменоломни — в 1820 и 1821 годах.

Озеро имеет более пологие склоны, чем главный карьер горного парка.

В конце XIX века, когда мрамор понадобился для производства строительной и технологической извести, на территории выработок вновь загремели взрывы. В 1896 году неподалеку от каменоломен финны построили новый известковый завод.

Основным процессом при производстве извести является обжиг. Изначально здесь были построены три известковые печи, в которых из кальцитового мрамора производилась известь.

Куски мрамора доставляли к печам по подвесной железной дороге. Сырье загружали в верхнюю часть печей вместе с горючим материалом. По мере выгорания в результате химической реакции у подножия печей получали готовый продукт.

К 1937 году было задействовано уже шесть полугазовых печей, которые производили до 35 тонн извести в сутки.

Завод также выпускал облицовочный камень, декоративную белую и серую мраморную крошку. Ее применяли при оштукатуривании стен и бетонировании полов и лестниц.

Кроме Петербурга продукция завода шла на нужды строительства и сельского хозяйства Финляндии.

В 1939−1947 годах карьер не действовал. После войны началось восстановление Рускеальского известкового завода и мраморных карьеров, при этом старый «главный» карьер решили не трогать.

С 1947 года вновь был запущен Рускеальский мраморно-известковый завод, который проработал до начала 1990-х годов.

В этот период производилась добыча мрамора в блоках в небольшом количестве, а также мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня различных фракций.

Возвращаюсь к железнодорожной станции.

Здесь снова можно лицезреть шоу разворота паровоза.

«Ту-ту».

Вращается паровоз Л-2055, который повезет «Рускеальский экспресс», уходящий за час до моего.

Посадка:

проводники в стилизованной форме и масках.

Ковидные ограничения тогда были в самом разгаре.

Л-2055 был изготовлен Коломенским паровозостроительным заводом в 1953 году.

После вывода из эксплуатации и до 2006 года паровоз пребывал в состоянии консервации на базе запаса Чир Приволжской железной дороги.

Всего «Лебедянок», находящихся на ходу, сейчас насчитывается около трех десятков.

«Ruskealagram».

Мой состав уже подан на соседний путь.

Тем временем, Л-2055 отправляется в рейс.

Фотографы.

Уехал…

Во главе моего 926-го поезда пойдет уже знакомый Л-3958.

Паровоз типа «Л» может разгоняться до 90 км/ч.

При интенсивной работе за один час он расходует 20−25 тонн воды и до пяти тонн угля.

Растопка котла может занимать до семи часов, поэтому паровозы не тушатся ночью и даже в периоды 1−3 дня простоя.

Чтобы уменьшить образование накипи в котлах, в воду добавляют специальные вещества — антинакипины, благодаря которым соли выпадают из воды в виде илистого осадка — так называемого шлама, который легко удаляется при продувке котла.

Вагон-ресторан.

На соседний путь прибыл рельсовый автобус «Орлан», курсирующий по маршруту Сортавала — горный парк «Рускеала» — Петрозаводск.

В Петрозаводск я тоже поеду, но не сейчас, а в те же даты через год, когда продолжу свое путешествие по Карелии. Сейчас же возвращаюсь в Сортавалу,

откуда сразу еду в Питер.

Заканчивались июньские длинные выходные, поэтому в тот вечер «Ласточка» была битком.

Но, это еще не все. Дальше я на денек сгоняю в Сыктывкар…

Если Вам нравится этот сайт, Вы можете поблагодарить автора, переведя небольшую сумму ему на кофе.
Подписка на обновления сайта:  
    Видеоотчеты о других моих путешествиях на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 15
Ростов-на-Дону, Таганрог / ноябрь 2017

  Рускеала. Часть 3
Главная   2021   Россия   Карта сайта
Сыктывкар. Часть 1