Продолжаю прогулку по Этнографическому музею народов Забайкалья.

Дом-зимник забайкальского бурята (убэлжоонэй гэр) был построен в 1912 году в селе Арбижил ныне Заиграевского района. Дом был срублен русским плотником, поэтому принцип и техника строительства заимствованы у русского населения.

Русский старожильческий комплекс представляет материальную и духовную культуру самой многочисленной этнической группы населения Сибири — русских старожилов, а именно забайкальского казачества и пашенных крестьян.

Дом пашенного крестьянина (1880 год) вывезен из села Батурино Прибайкальского района. Это так называемое зимовье — небольшая изба с тремя косяшатыми окнами и одним волоковым во двор.

В 1673 году в Забайкалье сослали знаменитого украинского гетмана Демьяна Многогрешного. С этого года сюда началась ссылка за проступки. Чиновников отправляли «в казачью службу», а казаков и крестьян — «в пашню».

В юго-западной части музея размещена усадьба станичного атамана.

Все постройки срублены в традициях русского деревянного зодчества.

На территорию усадьбы ведут нарядные ворота с накладной резьбой.

Усадьба станичного атамана состоит из жилого дома,

двора, прилегающего к ним огорода, конюшни, трех амбаров,

завозни, хлева для скота.

На веранде дома выставлены предметы, которые казаки использовали в быту.

Во внутренней планировке дома прослеживается влияние городского быта. Это было обусловлено тесной торговой связью зажиточных казаков с городом, которая особенно проявилась в конце XIX — начале XX века.

В парадной комнате находится красный угол, украшенный иконами и расшитой тканью.

Слева от входа стоят комод и шкаф с посудой,

в углу комнаты размещена кровать, украшенная подзором. Около кровати висит костюм казака.

Инсталляция «Мезенский конь» символизирует сложную кочевую судьбу старообрядцев.

За ней видна часовня старообрядцев-беспоповцев, построенная в 1910 году в деревне Ключи Улан-Удэнского сельского аймака.

Старообрядческий (семейский) комплекс музея представляет собой типичную улицу односторонней застройки конца XIX века. Здесь представлены дома крестьян разного достатка.

Двухэтажный дом богатого старообрядца Борисова построен в селе Куйтун во второй половине XIX века. На первом этаже располагалась торговая лавка, кладовая и кaзeнная кoмнaта.

Главным украшением богатой усадьбы являются въездные ворота из села Новая Брань Заиграевского района Бурятии, выполненные местными и пришлыми мастерами в 1906 году.

Подобные кружевные ворота для зодчества семейских как раз не типичны и скорее навеяны обликом дацанов.

Вообще, деревянная резьба пришла в Россию из Хорезма, первоначально украшая суда торговавших с ними по Волге купцов, а затем уже переместилась на дома.

В старообрядческий комплекс также входят изба бедного крестьянина-ремесленника Красикова из села Барыкино-Ключи (1861)

и дом-«связь» богатого старообрядца-торговца Зайцева, построенный в конце XIX века в селе Надеино Тарбагатайского района.

Лес.

Возвращаемся в «городской» сектор музея.

Памятником архитектуры дореволюционного Забайкалья является дом Танских.

Глава семьи, Михаил Владимирович, был известным в Верхнеудинске врачом.

Его супруга, Екатерина Александровна, всю свою жизнь проработала учителем.

В комнатах восстановлен интерьер городского дома начала ХХ века, демонстрирующий быт городской интеллигенции.

Городскую улицу замыкает двухэтажный особняк с мезонином.

Дом 1900 года постройки принадлежал чиновнику и находился на улице Почтамтская, 22.

В Эвенкийском комплексе

демонстрируется реконструированное стойбище охотников, рыболовов и оленеводов XIX — начала XX века.

В комплексе представлены традиционные жилища эвенков – чумы, крытые берестой,

лиственничной корой,

шкурами оленя,

хозяйственные навесы.

Выставка эвенкийского «транспорта».

Особое место в экспозиции отведено шаманскому комплексу, включающему в себя чум шамана

с галереей идолов – помощников шамана.

Филин.

Выставочный центр «Юрта».

Прилегающая территория служит местом проведения национальных праздников.

В археологическом комплексе собраны памятники глубокой древности этнической Бурятии.

Камни с петрогрифами (наскальными рисунками).

Кладки в виде «домиков-шатров», которые в курумчинской культуре предназначались для жертвенно-поминальных ритуалов.

Обитель Бабы-Яги.

Старушка выглядит вполне натурально.

Вновь оказываюсь у Никольской церкви.

Корабль с горкой-ледянкой — еще один осколок недавно закончившейся зимы.

Продолжение археологической экспозиции.

Каменный лев.

Керексур — погребальное сооружение в виде грунтово-каменных насыпей.

Оленный камень (II — I тысячелетие до нашей эры), за ним — плиточные могилы.

Еду дальше.

Следующим пунктом программы станет ​буддийский центр «Ринпоче Багша»…

Подписка на обновления сайта:  
    Смотрите новый видеоотчет на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 25 # Часть 3
Египет: Хургада, Каир / январь 2023

  Улан-Удэ. Часть 1
Главная   2021   Россия   Карта сайта
Улан-Удэ. Часть 3