Август 2020
На Поляне Азау действуют две станции канатных дорог: старая маятниковая 1969 года постройки
и новая гондольная дорога, открытая в декабре 2006 года.
Обе канатки идут параллельно друг другу. Длина этого участка 1740 м, перепад высот 650 м.
Противолавинные барьеры.
Различие в том, что если 20-местные кабины маятниковой дороги преодолевают это расстояние за 12 мин, то новые «пролетают» его чуть больше, чем за 5 мин.
Небольшой водопад
и горная речка.
Первый отрезок дороги приводит на станцию «Старый кругозор» (или просто «Кругозор»), на высоту 3000 м.
Задерживаться я здесь пока не буду и, как и на Чегете, сначала отправлюсь на самую «верхотуру».
«Пролетаю» мимо обсерватории «Пик Терскол».
Длина второго участка 1800 м, перепад высот составляет 500 м.
Гондольная и маятниковая дороги здесь тоже действуют параллельно.
Взгляд вниз.
Восьмиместные гондолы произведены французской фирмой «Poma». Вторую очередь открыли в апреле 2009 года.
Вид в сторону Чегета.
Верхняя станция второй очереди, расположенная на высоте 3500 м, носит название «Мир».
На этой высоте уже практически нет растительности, что придает пейзажу лунные черты.
Вечный снег на северном склоне Эльбруса начинается с высоты 3850 м, на южном склоне снеговая линия несколько ниже.
Ледник Малый Азау.
Он занимает площадь около 10 км². Толщина льда в средней части ледника не превышает 150 м.
На десятки километров от окончания ледников тянутся громадные конусообразные морены из валунов, щебня, глины, снесенных ледниками в прошлом.
На станции «Мир»
расположено несколько кафе,
а также Мемориал героям обороны Приэльбрусья.
Во время Великой Отечественной Войны фашисты многократно пытались покорить вершину Эльбруса, так как верили в мистическую победу: «Завоюем вершину — одержим победу в войне». Но советские солдаты-альпинисты до последнего держали оборону склонов. На стелах указано 219 имен Героев Советского Союза, погибших в сражениях на Эльбрусе.
Чегет во всей своей красе.
Вид в сторону Грузии.
Для заключительного третьего подъема я воспользуюсь канатно-кресельной дорогой «Эльбрус».
Так намного интереснее, нежели в закрытом варианте.
Отрезок «Мир» (3500 м) — «Гара-Баши» (3750 м) имеет протяженность около километра.
Высокогорное мини-озеро.
«С кресла не прыгать!».
Хм, не очень-то и хотелось...
Однокресельный подъемник, хоть и видавший виды (построен в конце 1970-х), но работает до сих пор.
Эльбрус сложен из глубинных кристаллических пород — гранитов, гнейсов, а также пород вулканического происхождения — туфов и диабазов.
Он считается спящим вулканом, в глубинах которого по сей день идут вулканические процессы. Впрочем, признаков скорого извержения исследователи не обнаруживают.
Как считают ученые, последнее извержение с выбросом лавы произошло 1500−1700 лет назад, а примерно 500 лет назад происходили выбросы пепла.
Итак, добираюсь до станции «Гара-Баши».
Здесь расположена одноименная турбаза, которая служит базовым или штурмовым лагерем для восходителей на Эльбрус.
На базе имеются четырнадцать так называемых «бамовских» бочек — цилиндрических металлических жилых домиков. Аналогичные конструкции, в свое время, применялись при строительстве БАМа.
Каждая бочка рассчитана на 5−6 человек, которые проживают здесь порядка 7−10 дней.
Заброшка.
«Гара-Баши» является одним из первых базовых лагерей на Эльбрусе. Высота, на которой расположена база, является оптимальным вариантом для акклиматизации и отдыха перед восхождением.
Кажется, что до вершин отсюда совсем немного,
но на самом деле еще около двух километров, практически вертикально вверх.
Альпинист считается готовым к покорению Эльбруса, если может пробежать без остановки 10 км, подтянуться на турнике семь раз, спуститься и подняться бегом на девятый этаж три раза подряд.
По данным российских и зарубежных классификаторов, на Эльбрус насчитывается около десяти различных маршрутов.
Классический маршрут по южному склону начинается как раз отсюда, от приюта «Бочки».
Ледник Гара-Баши.
Несмотря на сравнительную простоту восхождения на вершины Эльбруса, на нем ежегодно, по разным оценкам, гибнет от пятнадцати до двадцати человек.
Основными опасностями на маршрутах являются многочисленные ледниковые трещины и климатические условия — погода на Эльбрусе может испортиться в считанные часы, что приводит к потере ориентации и гипотермии. Также играют роль возможная недостаточная высотная акклиматизация и связанные с ней факторы.
Первое восхождение на Эльбрус было совершено в 1829 году с севера проводником русской военно-научной экспедиции Киларом Хашировым. Он, по приказу командующего генерала Эммануэля и за обещанное вознаграждение, поднялся на Восточную вершину.
Всего за весь дореволюционный период было совершено 29 человеко-восхождений.
В советское время Эльбрус стал объектом массовых покорений. Статистика дает такие данные: 1929 год — 36 восхождений, 1930 — 48, 1931 — 87, 1933 — 386, 1935 — 2016.
Сегодня ежегодно на вершину поднимаются тысячи альпинистов, но, к сожалению, единой статистики не ведется.
Астрономическую обсерваторию «Пик Терскол» видно и с Эльбруса.
Основное направление деятельности обсерватории — изучение физических свойств звездных тел и составление их каталогов.
Низкое содержание паров воды и прозрачность атмосферы делает обсерваторию на пике Терскол одним из лучших наблюдательных мест в Европе.
Начинаю спуск.
Подписка на обновления сайта: |
«Ну че — шоу» / Выпуск 9
Золотое кольцо России / июль 2016