В Двинском секторе музея представлены памятники, привезенные из районов, расположенных в среднем и верхнем течении Северной Двины и ее южного притока реки Вычегды, — Холмогорского, Верхнетоемского. Красноборского, Ленского.

Шестикрылая ветряная мельница из деревни Средняя Медлеша Шенкурского уезда.

Центром Двинского комплекса является Георгиевская церковь (1672 год) из деревни Вершина Верхнетоемской волости.

Георгиевская церковь выстроена старинным способом — «восьмериком от земли»: восьмигранный сруб образует стены этой величественной постройки, венчает которую шатер.

В старину шатровые храмы называли «древяна верх», что говорит об их главной особенности — большой высоте, которая с давних пор была одним из главных критериев красоты в зодчестве.

Строительство шатровых храмов было запрещено в ходе проведения церковной реформы патриарха Никона, начавшейся в 1654 году. Патриарх Никон повелел «церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти верхах, а не шатром».

Несмотря на это, учитывая удаленность села от контроля церковных властей, в 1672 году на средства крестьян была построена шатровая церковь, ставшая украшением села Вершина.

Игра в брумбол.

Это почти как хоккей, только вместо шайбы — мяч, а вместо клюшки — метла.

На территории сектора расположены семь крестьянских усадеб.

Дом Русиновых из деревни Кондратовская Верхнетоемского района, конец XIX века.

Предположительно, дом принадлежал старообрядческой семье.

Большой двухэтажный («двужильный») дом, принадлежавший А. М. Тропину из деревни Семунинская. На первом этаже расположены зимняя изба с печью «по-белому» и трактир.

Сооружение представляет собой образец жилища наиболее зажиточной части крестьянства конца XIX века.

Дом-двор М. В. Ермолиной 1880-х годов постройки из деревни Кривец Холмогорского района.

Северная Двина была важнейшей транспортной артерией, по которой шли на север выходцы из Ростово-Суздальских земель и Московского княжества при освоении края.

Позднее река стала основной торговой магистралью, связавшей столицу Севера — Архангельск — с центральными областями России.

Дом-двор Н. Е. Шестакова (1861 год) из деревни Малая Кулига относится к относится к широко распространенным на Русском Севере в XIX — начале XX вв. крестьянским домам-комплексам типа «брус».

Наряду с сельским хозяйством, жители Подвинья активно занимались извозом и торговлей, что существенно повлияло на облик двинских деревень, многие из которых возникали на бойких торговых путях и почтовых трактах.

Чтобы подчеркнуть эту особенность, при формировании Двинского сектора музея, была использована уличная планировка: фасады домов обращены на импровизированную сельскую улицу.

Дом-двор А. В. Щеголева (1826 год) из деревня Ирта Ленской волости представляет наиболее распространенный тип жилища на реке Вычегда — шестистенок с заулком и хозяйственной частью, объединенными в единый комплекс.

Перемещаемся в Пинежский сектор.

Амбарный городок. Здесь собраны амбары XIX века, привезенные из Пинежского района.

Амбар в сезонном поселении предназначался для хранения незначительного запаса продуктов в течение сенокосных работ. Зимой им пользовались охотники.

По другую строну импровизированной улицы размещены зерновые амбары.

Дом-двор П. П. Филина (1876 год) из деревни Поганец Пинежского уезда является типичным жилищем зажиточной крестьянской семьи бассейна реки Пинега.

Дом-двор А. А. Кыркаловой из деревни Большое Кротово включает жилую часть типа «изба-двойня», в отличие от традиционных на Пинежье «пятистенков» и «шестистенков», и хозяйственную, поставленные по одной продольной оси, под единой крышей.

Еще пара амбаров.

Дом-двор В. А. Ситникова из деревни Шеймогоры (1893 год).

Немного в стороне

высится Троицкая часовня.

Она привезена из деревни Вальтегорская Пинежского уезда и датируется 1728 годом.

Охотничье становье — избушка «на курьих ножках».

Коллекция бань: из деревни Ваймуша,

а также из деревень Каскомень и Явзора.

В мыльне размещалась «белая» кирпичная печь с вмонтированным в нее котлом. Рядом с печью — полок на столбах, вдоль стен — лавки.

Амбар-магазея из деревни Сура. Строение было резервным хранилищем зерна для обеспечения, в случае неурожая, населения семенным зерном и продовольствием.

Чайный дом —

кафе современной постройки.

Направляюсь обратно к Каргопольско-Онежскому сектору.

Для этого нужно снова преодолеть низину. Внизу виднеется водяная мельница из деревни Ширяиха.

Часовня Илии Пророка.

Небольшая деревянная часовня, датируемая концом XVIII века, стояла в ныне нежилой деревне Мамонов Остров на Кенозере.

Дом–двор Е. И. Кириллова конца XIX века из деревни Киселево.

Тем временем, масленичные гуляния продолжаются.

Шеренга чучел.

Древние языческие народы, а после — и восточнославянские предки, называли эту куклу Марой или Мареной.

Существует версия, что чучело получило название от древнего божества, отвечавшего за воскрешение и плодовитость.

Подписка на обновления сайта:  
    Смотрите новый видеоотчет на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 25 # Часть 3
Египет: Хургада, Каир / январь 2023

  Малые Корелы. Часть 2
Главная   2021   Россия   Карта сайта
Северодвинск. Часть 1