На Байкальском тракте, соединяющем Иркутск и Листвянку, в 47 километрах юго-восточнее Иркутска, расположен архитектурно-этнографический музей «Тальцы».

В начале 60-х годов ХХ века при строительстве Усть-Илимской ГЭС возникла необходимость спасения уникальных памятников истории и архитектуры общесоюзного значения — Спасской проезжей башни (1667) и Казанской привратной церкви (1679) Илимского острога, которые попадали в зону предстоящего затопления.

В этот период в СССР впервые была масштабно поднята проблема сохранения деревянного зодчества. В регионах страны стали предприниматься попытки создания архитектурных музеев под открытым небом. Иркутская область оказалась в ряду немногих, где это удалось сделать.

Подобрать место для строительства будущего музея, было поручено московскому архитектору Галине Оранской. Она выбрала Тальцинское урочище, на слиянии рек Ангары и Тальцинки.

В будущий музей были перевезены не только Спасская проезжая башня и Казанская церковь Илимского острога, но и другие уникальные памятники истории и архитектуры Иркутской области. 18 июля 1980 года музей деревянного зодчества принял первых посетителей.

В настоящее время на территории комплекса размещаются свыше 100 памятников архитектуры и более 30 000 экспонатов, повествующих о жизни сибирских сел XVII−XIX веков. В музее воссоздано четыре историко-культурные зоны: русская старожильческая, бурятская, эвенкийская и тофаларская.

Тофаларское стойбище.

На территории Иркутской области, на северных склонах Восточного Саяна, проживает одна из самых малочисленных народностей, в прошлом носившая название «карагасы» («черные гуси»). С 1930-х годов эта этническая группа стала называться «тофалары». По переписи 2010 года насчитывалось 762 тофа.

Тофалары являются полукочевым народом, традиционными занятиями которого издавна были оленеводство и охота. Основными промысловыми животными были соболь, белка, кабарга, изюбр, лось.

В экспозиции представлены летнее и зимнее стойбища. В состав зимнего стойбища входят: традиционное жилище — чум конической формы из жердей, покрытых лиственничной корой;

наземный лабаз для хранения продуктов.

Медуничная поляна.

Эвенки (тунгусы) — одна из этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока. По переписи 1970 года их численность составляла 25 тысяч человек.

Эвенков принято делить по хозяйственному признаку на пеших (охотники), оленных (оленеводы) и конных (скотоводы).

Зимнее стойбище ставилось в сухом бору, на открытом месте.

Традиционное жилище эвенков — чум. Зимний чум — «голомо» — делался из полубревен, которые покрывались корой лиственницы («рашиак»), а для тепла обкладывались дерном, забрасывались землей или снегом.

В центре чума располагался очаг, пол выстилался лапником.

В состав стойбища входили хозяйственные постройки: разнообразные лабазы и сушила.

Различалось три вида лабазов: «гули» — лабаз высотой 1,5 м из жердей, уложенных на опоры, «ноку» — настил на высоких столбах; «дэлкэн» — сруб в несколько венцов, покрытый двухскатной крышей.

В состав экспозиции входит навес для хранения рыболовных снастей (сетей)

и лодок — «тэлгэкон».

Площадь стойбища ограничивалась изгородью — «курекан», которая делалась для того, чтобы олени не могли подойти к жилым и хозяйственным постройкам.

По своим религиозным воззрениям эвенки — шаманисты.

Согласно представлениям эвенков о загробной жизни душа умершего продолжает жить и после смерти, поэтому рядом с погребением укладывали предметы, необходимые в будущей жизни: личные вещи покойного, оленье седло, а также голову и шкуру жертвенного оленя, который, как считалось, должен был сопровождать человека в загробной жизни.

Свои захоронения эвенки старались ориентировать по сторонам света, с видом на реку. Считалось, что души мертвых живут на Севере, а по реке они достигают царства мертвых.

Наиболее древним видом захоронений у эвенков были воздушные: выдолбленную колоду с телом покойника устанавливали на двух обрубленных и обтесанных деревьях.

Позднее, под влиянием русской культуры, среди эвенков стала распространяться православная погребальная обрядность. Погребения стали наземными — тело укладывали на землю, выбирая сухое, возвышенное место, закрывали мхом и затем, чтобы его не мог потревожить хищный зверь, сооружали глухой сруб из бревен — гобец.

Захоранивать в землю эвенки стали, когда наладились торговые отношения с русскими и появилось достаточное количество железных инструментов, в том числе лопат; с этого времени начинают делать надгробия из досок и устанавливать кресты.

С начала XX века эвенки научились сами ковать железо — в 1913 году исследователями были зарегистрированы первые примитивные эвенкийские кузницы. Места для них выбирались в некотором отдалении от чумов, на расстоянии сотни-другой метров. Делалось это для того, чтобы к кузницам не приближались женщины и дети — это считалось плохой приметой.

Охота занимала значительное место в хозяйственной жизни сибиряков. Охотилось практически всё мужское население начиная с 14−15-летнего возраста и до самой старости.

Основными промысловыми животными были лось, медведь, волк, соболь, лисица, белка, заяц.

Охотничий сезон начинался в октябре и продолжался в течение двух−трех месяцев, второй период охоты захватывал конец зимы и первую половину весны.

Каждый охотник имел свой участок в тайге, где он добывал зверя. В центре участка находился охотничье-промысловый стан, состоявший из нескольких объектов различного функционального назначения.

В состав стана входила маленькая избушка — зимовье,

которое представляло собой простейшую клеть с одним-двумя волоковыми оконцами и небольшой дверью.

Второй элемент стана — лесной амбарчик, или лабаз, для хранения припасов, подверженных порче: продуктов, пушнины, дичи. Для предохранения припасов от грызунов и хищников амбарчики ставились на столбах на высоте от 2 до 3 м.

Охотничье-промысловые станы всегда ставили скрытно. Вели к станам «путики» – расчищенные и ухоженные лесные тропы, вдоль которых охотник размещал ловушки на зверя.

Цветущий багульник.

На спуске к реке расположен каскад из трех водяных мельниц. Данные постройки середины XIX века были вывезены в 1974 году из деревни Владимировка Братского района Иркутской области.

Строительство мельниц в Иркутской губернии началось в XVII веке, после заселения края русскими крестьянами, основным занятием которых стало хлебопашество.

Мельницы ставились так, что отработанная вода с первой мельницы по желобам попадала на вторую, а затем и на третью, для чего мельницы располагались каскадом.

Наливные мельницы считались самыми продуктивными и могли перерабатывать до пяти тысяч пудов зерна в год.

Мельницы отстояли от селений на несколько верст и порой обслуживали две-три деревни. Их ставили на теплом незамерзающем ручье, так как помол велся в зимнее время с установлением санного пути.

Летний причал.

С него можно полюбоваться «диким» берегом Ангары.

Мангазея — общественный хлебозапасный амбар. Его обычно ставили за деревней в 500−600 метрах от строений. Для предохранения от пожара эта постройка обносилась рвом.

Центральной экспозицией музея является комплекс «Волостное село»…

Если Вам нравится этот сайт, Вы можете поблагодарить автора, переведя небольшую сумму ему на кофе.
Подписка на обновления сайта:  
    Видеоотчеты о других моих путешествиях на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 5
Хельсинки — Порт Авентура — Ибица — Майорка — Париж / июль 2015

  Листвянка. Часть 3
Главная   2021   Россия   Карта сайта
Тальцы. Часть 2