В 25 км к югу от центра Архангельска расположен музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы».

В его экспозициях представлены самые яркие образцы традиционной северной архитектуры, представляющие «деревянную цивилизацию» огромной Архангельской области.

Первый от входа экспонат — ветряная мельница-шатровка (1902 год), принадлежавшая Кожозерскому Богоявленскому мужскому монастырю.

Ветряная мельница–столбовка на «ряже» (временно стоит без крыльев), деревня Большая Шалга, XIX век. Характерной особенностью конструкции столбовой мельницы является наличие у нее центрального неподвижного столба, вокруг которого мельник разворачивал мельничный амбар, в зависимости от направления ветра.

Музей был основан в 1964 году, а открыт для посетителей 1 июня 1973 года. Это одна из крупнейших ландшафтных экспозиций в России, в которой представлено около 120 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI−XVII веками.

Среди экспонатов — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы, бани и многое другое. Постройки разбирались по бревнам на месте их постоянного размещения и собирались обратно на территории Малых Корел.

В эти дни шла Масленичная неделя, поэтому то тут, то там встречались ряженые, создающие дополнительный антураж.

Гумно с овинами. Памятник перевезен из деревни Боросвидь Каргопольского района Архангельской области.

Музей разбит на четыре сектора, которые соответствуют различным районам Архангельской области. Первый сектор — Каргопольско-Онежский.

Амбар В. А. Митина из села Сварозеро.

Дом-двор А. Ф. Пухова (первая треть XIX века, деревня Большой Халуй).

На первом этаже сооружения находится нижняя изба с подклетом, напротив — кладовые для хранения продуктов и утвари.

На втором этаже, по сторонам от сеней, расположены курная и летняя избы.

Ансамбль Вознесенской церкви (1669) и колокольни (1854) из деревни Кушерека.

Деревянная пятиглавая церковь Вознесения Господня — один из ярких образцов кубоватого храма.

Куб венчают пять глав, крытых чешуйчатым лемехом.

Вознесенская церковь была построена в селе Кушерека в 1669 году на средства прихожан при денежной помощи Соловецкого монастыря, вотчиной которого тогда было село.

Вместе с шатровой колокольней 1854 года она входила в архитектурный ансамбль Кушерецкого прихода.

На восьмерике колокольни размещен открытый ярус звонницы, обрамленный восьмью столбами, несущими шатер.

В 1972 году церковь перевезена в музей, восстановлена и вновь освящена в 2006 году. В престольный праздник Вознесения Господня в храме проводятся богослужения.

Дом-двор М. А. Третьякова из деревни Гарь, вторая половина XIX века.

Этот дом сохранил архаичную систему отопления «по-черному». Печь в избе не имеет кирпичной трубы–дымохода. Дым при топке печи поднимался под высокий трапециевидный потолок, остывая, опускался и вытягивался через волоковое окно над печью, соединенное деревянным коробом с трубой–дымником на крыше.

Дом принадлежал Михаилу Андреевичу и Анастасии Ивановне Третьяковым, у которых был один сын — Сергей. Михаил Андреевич был коновалом на селе, лечил скот.

Основное жилое помещение дома Третьякова — курная (черная) изба.

Светец со светечной скамьей, деревянная подвесная люлька,

красный угол, обеденный стол,

буфет и кровать.

На первом этаже хозяйственного двора располагался скот. Крестьяне разводили лошадей, коров, овец.

Баня.

Зерновой амбар и колодец с воротом.

Дом-двор Ф. А. Полуянова, 1880-х годов.

Это еще одна постройка, привезенная из деревни Гарь Ошевенской волости.

Амбар с галереей (середина XX века) из деревни Архангело Каргопольского района.

На первом и втором этажах строения находились сусеки для засыпки зерна.

Следующий дом является типичным примером каргопольского крестьянского жилища XIX – начала XX веков.

Данный дом-двор принадлежал Я. А. Попову из деревни Погост. Равновысокие срубы жилой и хозяйственной частей поставлены впритык. Скотный двор, с двумя воротами на западном и восточном фасадах, размещался на первом этаже.

Сани.

Шатровая колокольня села Кулига-Дракованова (конец XVI века).

Колокольня является одним из древнейших сооружений на Русском Севере.

В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни. Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни.

На восточной окраине Каргопольско-Онежского сектора

можно увидеть крупную деревянную часовню Макария Желтоводского, датируемую XVIII веком. Она была построена в Кенозерье (Плесецкий р-н Архангельской области), между деревень Федоровская (Овчин Конец) и Пелюгино, на берегу реки Кены.

Часовню относят к клетскому типу: на едином основании высотой в три венца размещены невысокая клеть и открытая галерея, с трех сторон окружающая сруб основного молитвенного помещения.

На крыше размещена небольшая восьмигранная звонница.

Чтобы попасть в Мезенский сектор, нужно преодолеть низину.

Пока идем, пара слов об истории наименования музея.

Оно возникло по названию деревни Малые Карелы, расположенной поблизости, с заменой буквы «а» на «о».

Это было сделано для исторического соответствия с поморскими говорами, сформировавшимися на основе древне-новгородского, для которых было характерно оканье.

Подписка на обновления сайта:  
    Смотрите новый видеоотчет на канале
«Там, где нас нет»
:

«Ну че — шоу» / Выпуск 25 # Часть 3
Египет: Хургада, Каир / январь 2023

  Архангельск. Часть 3
Главная   2021   Россия   Карта сайта
Малые Корелы. Часть 2